Доклад на тему Болезнетворные бактерии сообщение 5, 6, 7 класс

Жилые и офисные помещения занимают более 639 000 кв.км. по всему миру – больше, чем, например, территория Франции. Мы проводим почти 90 процентов времени в этой искусственной среде. Но, мы никогда не остаёмся в одиночестве – микроскопические существа живут рядом с нами на мебели, стенах, полах и в воздухе.

Дрожжи в посудомоечной машине

Доктор Лия Феазель из Университета Колорадо несколько лет назад проверила, что живет в таких местах. Он обнаружил много бактерий из рода Sphingomonas, Methylobacterium, а также из рода Mycobacterium, которые связаны с микобактериями туберкулеза и могут вызывать инфекции у людей с ослабленной иммунной системой.

В потоке воды из душа бактерий в 100 раз больше, чем в водопроводной воде. Однако, их трудно полностью смыть, поскольку клетки микобактерий имеют восковое покрытие, позволяющее им прилипать к разным поверхностям.

Дрожжи из рода Exophiala справляются ещё лучше: их можно найти в раковинах и посудомоечных машинах. В 60 процентах образцов, взятых из посудомоечных машин в 101 городе на шести континентах, эти грибки были обнаружены на резиновых дверных уплотнителях. Это «тяжелые» микробы – устойчивые к нагреванию, высокой концентрации соли, агрессивным моющим средствам, воде с кислотной и щелочной реакцией. Эти организмы могут представлять опасность для здоровья в будущем, потому что Exophiala dermatitidis может поражать легкие у пациентов с муковисцидозом (к счастью, очень редко).

В природе Exophialaони растут на кожуре тропических фруктов. Поэтому они имеют естественную предрасположенность к обитанию в посудомоечных машинах. С фруктами дрожжи попадают в пищеварительную систему плотоядных животных, где им приходится «купаться» в ванне с желудочной кислотой. Адаптации, которые позволяют микробам выживать в таких экстремальных условиях, могут благоприятствовать патогенным организмам.

Особенности микроорганизмов

Микроорганизмы — многочисленная и разнообразная группа самых мелких живых существ планеты, занимающих низшие ступени эволюции. Микроорганизмы относятся к трем типам организации живого:

– доклеточные формы: вирусы, плазмиды, прионы;

– прокариоты: сине-зеленые водоросли, архебактерии, эубактерии, спирохеты, актиномицеты, риккетсии, хламидии, микоплазмы;

– эукариоты: микроскопические животные (в т. ч. простейшие), растения, грибы.

Общие черты микроорганизмов и других организмов:

1. Состоят из тех же элементов, что и другие организмы.

2. Имеют в структуре те же соединения (белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты).

3. Имеют те же механизмы обеспечения энергией и биохимические процессы.

Отличительные особенности микроорганизмов:

1. Малые размеры. Диаметр большинства бактерий не превышает тысячной доли миллиметра. Эта величина — микрометр (микрон), или 10-3, — «аршин» микробиолога. Ультраструктуры бактерий измеряются в нанометрах: 1нм = 10-3мкм = 10-6м. Размеры мелких цианобактерий, дрожжей и простейших нахо­дятся в пределах 10 мкм. Размеры вирусов — 25–450 нм.

Читайте также:  Кинолог: инструкция по применению

2. Относительная простота строения.

3. Повсеместное распространениево всех средах обитания и огромная численность популяций (до 1012–1014).

4. Превосходство биомассы микроорганизмов над биомассой животных и растений.Микроорганизмы — самая значительная и самая разнообразная часть организмов, населяющих биосферу Земли.

5. Высокие темпы размножения (в большинстве случаев — одна генерация до 20 минут).

6. Высокая скорость адаптации к среде:

а) синтез индуцибельных ферментов.У высших растений и животных измене­ния обмена веществ жестко ограничены имеющимся на­бором ферментов, в процессе индивидуального развития состав фер­ментов у них меняется незначительно. Для имеющих малые размеры бактерий необходима высокая способ­ность к адаптации.

В клетке микрококка найдется ме­сто только для нескольких сотен тысяч белковых молекул. Поэтому не­нужные в данное время ферменты не могут содержаться про запас. Индуцибельные ферменты, служащие для переработки питательных веществ, синтезируются только тогда, когда соответствующее вещество по­является вблизи клетки.

Такие ферменты могут состав­лять до 10 % общего белка в клетке.

б) быстрое формирование устойчивости к антибиотикам.

7. Активность и пластичность метаболизма.Большое отношение поверхности к объему приводит к интенсивному взаимодействию с внешней средой; с этим связан очень быстрый обмен веществамимежду средой и клеткой многих микроорганизмов.

У микроорганизмов наблюдается значительное разнообразие способов питания, получения энергии и путей обмена веществ, широкий спектр конечных продуктов метаболизма.

Некоторые бактерии способны утилизировать такие вещества, как аммиак, соединения железа, серы, сурьмы.

Некоторые бактерии (как и растения) производят органические вещества с помощью солнечных лучей, но кислород бактерии при фотосинтезе не выделяют (в отличие от растений).

8. Генетическое разнообразие, выработанные эволюцией сложные, совершенные и высокие темпы изменчивости, быстрое формирование лекарственной устойчивости.

9. Микроорганизмы в природе ключевой элемент круговорота веществ и энергии.

Микроорганизмы создали атмосферу, осуществляют круговорот веществ и энергии в природе, расщепляют органические соединения, способствуют плодородию почв, образованию нефти и каменного угля, выветриванию горных пород. Без микроорганизмов жизнь в ее современных формах была бы невозможна.

Микроорганизмы испытывают воздействие разнообразных природных и антропогенных факторов, что, с учетом их короткого срока жизни и высокой скорости размножения, способствует их быстрому эволюционированию.

10. Роль микроорганизмов в жизни человека.

микрофлора является одним из факторов естественного иммунитета, обеспечивая антагонизм по отношению к патогенным микроорганизмам.

С помощью микроорганизмов осуществляются важные производственные процессы: получение многих пищевых продуктов (простокваша, кефир, сыр, кумыс, квашеные пищевые продукты, вино, пиво, хлеб), производство антибиотиков, гормонов, витаминов, органических кислот, ферментов, спиртов, выделка кож.

Промышленное использование анаэробов особенно выгодно, так как при выращивании анаэробов воздух в ферментеры подавать не нужно, производственный процесс облегчается, а стоимость продуктов ферментации значительно удешевляется по сравнению с аналогичными аэробными процессами.