Доклад на тему Болезнетворные бактерии сообщение 5, 6, 7 класс

Бактерии — это крошечные микроорганизмы, которые появились много тысячелетий назад. Увидеть микробы невооруженным глазом невозможно, но не следует забывать об их существовании. Существует огромное количество бацилл. Их классификацией, изучением, разновидностями, особенностями строения и физиологии занимается наука микробиология.

Внешний вид бактерий

Бактерии в среднем имеют размер от 0,5 до 5 микрометров.

Клетка каждой бактерии одета в особую плотную оболочку — клеточную стенку, которая и выполняет защитную и опорную функции. При этом также придаётся бактерии постоянная, характерная для неё форма.

Судя из снимков с бактериями, часто поверх клеточной стенки на этих организмах вырабатывается дополнительная защита – слой слизи или капсула. Толщина такой капсулы может быть во множество раз большей, чем диаметр самой клетки, но может быть и довольно маленькой. Капсула — это не обязательная часть клетки, и она может образовываться в зависимости от условий обитания бактерии. Благодаря капсуле любые бактерии, в том числе и вредные, защищены от высыхания.

На поверхности некоторых видов бактерий присутствуют короткие тонкие ворсинки или длинные жгутики. Их может быть один, два или больше. Длина жгутиков часто во много раз превышает размеры самого тела бактерии. При помощи них и ворсинок бактерии способны передвигаться.

Основные группы полезных бактерий

Полезные бактерии для человека могут быть разделены на 4 основные группы:

• бифидобактерии;
  • лактобактерии;
  • энтерококки;
  • кишечная палочка.

Бифидобактерии

Самый распространённый вид полезной микробиоты. Задача — создание кислой среды в кишечнике. В таких условиях патогенная микрофлора выживать не может. Бактерии вырабатывают молочную кислоту и ацетат. Таким образом, кишечному тракту не страшны процессы брожения и гниения.

Ещё одно свойство бифидобактерий — противоопухолевое. Микроорганизмы участвуют в синтезе витамина С — главного антиоксиданта в организме. Витамины D и В-группа усваиваются благодаря этому виду микробов. Ускоряется и переваривание углеводов. Бифидобактерии повышают способность кишечных стенок всасывать ценные вещества, в том числе, ионы кальция, магния и железа.

Лактобактерии

От ротовой полости до толстой кишки в пищеварительном тракте живут лактобактерии. Совместное действие этих бактерий и других микроорганизмов контролирует размножение патогенной микрофлоры. У возбудителей кишечных инфекций гораздо меньше шансов поразить систему, если лактобактерии населяют её в достаточном количестве.

Задача маленьких трудяг — нормализация работы кишечного тракта и поддержка иммунной функции. Микробиота используется в пищевой и медицинской промышленности: от полезных кефиров до препаратов для нормализации микрофлоры кишечника.

Особенно ценны лактобактерии для женского здоровья: кислая среда слизистых половой системы не позволяет развиваться бактериальному вагинозу.

Совет! Биологи утверждают, что иммунная система начинается в кишечнике. От состояния тракта зависит способность организма сопротивляться вредоносным бактериям. Поддерживайте ЖКТ в норме, и тогда не только улучшится усвоение пищи, но и повысятся защитные силы организма.

Энтерококки

Место обитания энтерококков — тонкий кишечник. Они блокируют размножение патогенных микроорганизмов, помогают усваиваться сахарозе.

Журнал «Пользатеево» выяснил, что есть промежуточная группа бактерий — условно патогенные. В одном состоянии они приносят пользу, а при изменении каких-либо условий становятся вредными. К таким и относятся энтерококки. Обитающие на коже стафилококки тоже имеют двоякое действие: защищают покровы от попадания вредных микробов, но и сами способны попасть в ранку и вызвать патологический процесс.

Читайте также:  Ботокс или Диспорт – в чем отличие?

Кишечная палочка

Кишечная палочка часто вызывает негативные ассоциации, но вред приносят лишь некоторые виды из этой группы. Большинство кишечных палочек воздействуют на тракт благотворно.

Эти микроорганизмы синтезируют ряд витаминов группы В: фолиевую и никотиновую кислоту, тиамин, рибофлавин. Косвенное влияние такого синтеза — улучшение состава крови.

Диагностика

Образцы анаэробной культуры должны быть получены путем аспирации или биопсии из участков, которые в норме их не содержат. Доставка в лабораторию должна быть оперативной, а оборудование для транспортировки должно обеспечивать безкислородну среду с углекислым газом, водородом и азотом. Мазки лучше всего транспортировать в анаэробно стерилизованной полутвердой среде, такой как транспортная среда Кэри-Блэр (специальный раствор, содержащий минимум питательных веществ для размножения бактерий, и веществ, способных их убить).

Анаэробные организмы

Дыхание и рост аэробов проявляется в виде образования мути в жидких средах или, в случае плотных сред, в виде образования колоний. В среднем для выращивания аэробов в условиях термостатирования потребуется о 18 до 24 часов.

Заболевания кожных покровов

Кожа чаще всего подвергается воздействию внешних факторов, из-за чего кожные заболевания широко распространенные. Причиной их развития часто становятся бактерии различных форм. Распространенным возбудителем являются стрептококковые формы, которые вызывают стрептодермию.

В процессе заражения кокки выделяют токсины, которые провоцируют появления отеков. Они возникают из-за вытекания плазмы в межтканевое пространство. Заболевания, вызываемые бактериями, также часто связаны с поражением кожи стафилококком. Различные формы заболеваний, вызванных такими возбудителями, сопровождаются воспалением волосяного фолликула и тканей вокруг него.

Заболевания кожных покровов

Вокруг очага воспаления может образовываться венец из отмерших тканей. Подобные высыпания могут быть единичными или множественными, локализирующимися на небольшой площади. Обычно через 3 дня воспаление спадает и образуется корочка из высохшей пустулы. Такие воспаления лечатся путем протирания зараженного участка спиртовым раствором до 3 раз за день.

Также следует отметить, что инфекции провоцирует развитие фурункулов и карбункулов (скопление нескольких фурункулов). Они сопровождаются поражением кожи и жировой ткани, что приводит к развитию гнойно-некротических процессов. Если своевременно не приступить к лечению, большая часть ткани может отмереть. Лечение следует проводить с помощью антибиотиков под присмотром лечащего врача.

Лечение бактериальных болезней

Важную роль в лечении бактериальных инфекций играет правильная и своевременная диагностика. Точно определить болезнь можно только после проведения анализа, однако заподозрить ее можно уже по характерным симптомам.

Наиболее часто человек сталкивается с острыми респираторными заболеваниями. Как правило, кашель, ринит, повышенную температуру и боли в горле вызывают бактерии и вирусы. И хотя на определенных этапах заболевания могут проявляться одинаково, все же их терапия будет кардинально отличаться.

Бактерии и вирусы по-разному ведут себя в теле человека:

• Бактерии – полноценные живые организмы, достаточно крупные (до 5 мкм), способные к размножению в подходящей среде (на слизистых, коже, в ранах). Патогенные микробы выделяют яды, которые приводят к интоксикации. Одни и те же бактерии могут вызывать инфекции разной локализации. Например, золотистый стафилококк поражает кожу, слизистые, может привести к заражению крови.
  • Вирусы – неклеточные инфекционные агенты, способные размножаться только внутри живой клетки, а во внешней среде не проявляют себя как живые организмы. При этом вирусы всегда узкоспециализированы и могут поражать только конкретный вид клеток. Например, вирусы гепатита способны инфицировать только печень. Вирусы значительно меньше бактерий, их размер не превышает 300 нм.