Доклад на тему Болезнетворные бактерии сообщение 5, 6, 7 класс

Бактерии везде вокруг нас, и большинство людей считают эти прокариотические организмы болезнетворными паразитами. Хотя верно, что некоторые виды бактерии ответственны за множество серьезных заболеваний человека, другие играют жизненно важную роль в функциях нашего организма, таких как пищеварение.

Значение и особенности низших форм жизни

Значение и особенности бактерий сложились в процессе эволюции.  Известно, что они представляют  одну из первых форм жизни, появившихся 3,5 млрд. лет назад на Земле, и присутствуют в большинстве местообитаний сейчас.

Особенности бактерий в выживании

В грамме почвы обычно содержится 40 миллионов бактериальных клеток, а в миллилитре пресной воды – миллион этих клеток.

На Земле существует приблизительно 5×1030 бактерий, образующих биомассу, которая превышает биомассу всех растений и животных.

Значение бактерий в том, что они играют жизненно важную роль в переработке питательных веществ, причем многие стадии в питательных циклах зависят от этих организмов, таких как фиксация азота из атмосферы и гниение. Роль микроорганизмов в жизни человека огромна.

В человеческой флоре примерно в десять раз больше бактериальных клеток, чем человеческих клеток в организме, причем наибольшее количество человеческой флоры находится в кишечнике и большое количество на коже. Особенности бактерий в том, что их подавляющее большинство в организме становятся безвредными благодаря защитным эффектам иммунной системы, а некоторые из них полезны. Однако некоторые виды  являются патогенными микроорганизмами и вызывают инфекционные заболевания, в том числе холера, сифилис, сибирская язва, проказа, бубонная чума. Самые распространенные смертельные болезни которые приносят эти одноклеточные микроорганизмы  – это респираторные инфекции, при которых только туберкулез убивает около 2 миллионов человек в год, сейчас, в основном, в Африке к югу от Сахары. В развитых странах антибиотики используются для лечения бактериальных заболеваний и инфекций, а также используются в сельском хозяйстве, что делает устойчивость к антибиотикам вредных микроорганизмов растущей проблемой. Последствия приема антибиотиков известны.

Читайте также:  Выявить гепатит С: инкубационный период заболевания

Значение бактерий в индустрии важно при обработке нечистот, производстве сыра и йогурта путем ферментации, а также извлечения золота, палладия, меди и других металлов в горнодобывающей промышленности, а также в биотехнологии и производстве антибиотиков и других химических веществ.

Симбиотические отношения

Комменсализм — это отношения, которые полезны для бактерий, но не помогают или не вредят человеку-хозяину. Большинство комменсальных бактерий находятся на эпителиальных поверхностях, которые контактируют с внешней средой. Они обычно встречаются на коже, а также в дыхательных путях и желудочно-кишечном тракте.

Комменсальные бактерии получают от хозяина питательные вещества, место для жизни и роста. В некоторых случаях комменсальные бактерии могут становиться патогенными и вызывать заболевание, или же принести пользу хозяину.

Взаимные отношения — тип отношений, при котором пользу получают, как бактерии, так и хозяин. Например, существует несколько видов бактерий, живущих на коже, ротовой полости, носу, горле и кишечнике людей или животных. Они получают место, где можно жить и питаться, а в замен предотвращают распространение вредных микробов.

Бактерии в пищеварительной системе помогают в метаболизме питательных веществ, производстве витаминов и переработке отходов. Они также играют роль в реакции иммунной системы хозяина на патогенные бактерии. Большинство бактерий, обитающих внутри человека, являются либо взаимными, либо комменсальными.

Паразитарные отношения — отношения, которые полезны для бактерий, но наносят вред хозяину. Патогенные паразиты, вызывающие различные болезни, сопротивляются иммунной системе человека и живут за счет своего хозяина. Эти бактерии продуцируют ядовитые вещества, называемые эндотоксинами и экзотоксинами, которые отвечают за симптомы, возникающие при определенных заболеваниях. Паразитические бактерии ответственны за ряд заболеваний, включая менингит, пневмонию, туберкулез и несколько видов кишечных инфекций.

Дисбактериоз

Дисбактериозом принято называть изменения в количестве и качестве бактерий. В этом случае большое количество хороших бактерий просто погибает, а плохие начинают быстро размножаться. Дисбактериоз во многих случаях охватывает не только кишечник. Он может проявляться в полости рта или на слизистых. В анализах могут быть обнаружены стрепто- и стафилококки.

При первых признаках дисбактериоза лучше проконсультироваться с врачом.

При нормальном состоянии организма полезные бактерии способны полностью регулировать размножение болезнетворных микроорганизмов. Обычно дыхательные пути и кожа находятся под защитой. Но в случае нарушения баланса человек начинает ощущать некоторые симптомы развивающегося заболевания.

Дисбактериоз

Появляются боль в животе, вздутие, возможно развитие метеоризма и диареи. Позже начинаются авитаминоз, анемия. Из-за отсутствия аппетита стремительно снижается вес. У женщин могут развиваться нарушения в половой сфере. Появляются обильные выделения из влагалища. Часто они имеют неприятный запах. Кожа становится сухой. На ней можно обнаружить шероховатости и трещинки. Практически во всех случаях дисбактериоз является одним из проявлений длительного приема антибиотиков.