Бактерии в анализе мочи – причины и расшифровка результата

В норме моча у человека чистая, то есть не содержит никаких микроорганизмов. Появление бактерий в моче обычно указывает на наличие инфекции мочевыводящих путей. В этом случае потребуется дальнейшее обследование пациента для того чтобы установить, каким именно микроорганизмом заражены органы мочеотделения, реагирует ли выделенная микрофлора на антибиотики, а также определяется степень бактериурии.

Пути заражения

В норме моча здорового человека не должна содержать бактерий.

Допускается обнаружение лишь незначительного количества бактерий, размножение которых контролирует иммунитет. Каким же образом бактерии попадают в мочу? Существует несколько путей:

Бактерии в моче (пути попадания)
Путь попадания Способ Возможные причины
Восходящий Бактерии попадают с поверхности внешних половых органов в мочеиспускательный канал (уретру), а затем в мочевый пузырь и почки Уретрит, цистит, венерические заболевания, передающиеся половым путем
Нисходящий Бактерии при инфекционных заболеваниях почек проникают в нижерасположенных отделы Пиелонефрит, гломерулонефрит
Лимфогенный Бактерии распространяются с течением лимфы из воспаленных органов Инфекционные заболевания кишечника
Гематогенный Попадание бактерий с кровью из других воспаленных органов организма Инфекционно-воспалительные заболевания

Причины появления бактерий в моче

Большое количество бактерий в моче чаще всего выявляется при инфекции мочевыводящих путей, поскольку микроорганизмы, попав в уретру, мочевой пузырь и мочеточник, размножаются в благоприятных условиях и вызывают воспаление. Нередко бактериурии  в этих случаях сопутствует появление в моче лейкоцитов или белка. Моча может поменять свой цвет, в ней появляются хлопья, муть, физиологическая жидкость приобретает неприятный запах.

Цистит характеризуется выделением мутной мочи с высоким содержанием бактерий, слизи и лейкоцитов. Подумать об этом заболевании можно при частых походах в туалет, резях и жжении во время мочеиспускания, чувстве неполного опорожнения мочевого пузыря. Появляются тянущие боли в нижней части живота, которые приобретают постоянный характер. Изменяется запах мочи (резко и неприятно пахнет), физиологическая жидкость приобретает мутность, может содержать примесь крови и гноя. Температура тела во время обострения повышается. Провоцирующими факторами развития цистита становятся следующие: переохлаждение, вирусные инфекции, недостаточная гигиена, снижение иммунитета.

Пиелонефрит — заболевание почек, которое нередко является осложнением цистита. Бактерии в моче у ребенка чаще всего указывают на пиелонефрит, ведь это заболевание часто встречается у детей дошкольного возраста. Бактерии попадают из мочевого пузыря в почечную ткань восходящим путем и провоцирует там воспаление. Развивается патологический процесс в почках довольно бурно, с повышением температуры до 39 градусов, тошнотой, рвотой. Когда воспаление захватывает капсулу почки, где находятся нервные окончания, возникает боль в поясничной области или внизу живота. Наличие бактерий в моче часто сочетается с появлением большого количества лейкоцитов и белка.

Бактерии в моче у мужчин могут стать признаком появления уретрита  — воспаления мочеиспускательного канала. Вызывается уретрит как специфической бактериальной флорой (гонококками, трихомонадами), так и неспецифической микрофлорой (хламидиями, кишечной палочкой, микоплазмами, стафилококками). Заподозрить уретрит можно по таким признакам, как резь во время мочеиспускания, гнойные или кровянистые выделение из полового органа, раздражение на крайней плоти и коже. Заболевание может осложняться воспалением мочевого пузыря и простаты, а несвоевременное лечение способствуют переходу воспаления хроническую форму.

Мочекаменная болезнь – еще одна причинная появления бактерий в моче. Небольшого размера образования могут не вызывать никаких неприятных симптомов, но если камень перемещается, это причиняет сильнейшую боль пациенту. Причиной бактериурии при мочекаменной болезни является хроническое нарушение оттока мочи, кроме того, бактерии могут оседать на поверхности конкрементов и активно размножаться. В анализах мочи, помимо бактерий, часто обнаруживают примесь крови, которую можно заметить только под микроскопом (микрогематурия). При перемещении крупных конкрементов по мочевым путям кровь у пациента выделяется розового цвета мочи из-за большого содержания эритроцитов.

Нормы при исследовании осадка

Обнаруженные осажденные структуры можно поделить на органические или организованные (эритроциты, лейкоциты, цилиндры, эпителий) и неорганические (соли в кислом или щелочном осадке, а также кристаллизовавшаяся «органика», бактерии, слизь, грибы). Нормальные показатели осадка можно свести в такую таблицу:

Осажденное вещество Норма (в поле зрения)
Эритроциты 0–3
Лейкоциты 0–2 у мужчин;1–6 у женщин.
Цилиндры Допускаются единичные гиалиновые;Отсутствие цилиндров других видов.
Эпителий Плоский: 1–2;Полиморфный (переходный): 1–2;Почечный: отсутствует.
Бактерии Отсутствуют
Грибки Отсутствуют
Слизь Незначительное количество либо отсутствует
Фибринные пленки Отсутствуют
Кристаллические соли (оксалаты, фосфаты, ураты) Отсутствуют либо незначительное количество:кристаллы мочевой кислоты, ураты, оксалаты (кислый pH), фосфаты (щелочной pH).
Аморфные соли (ураты) Отсутствуют либо незначительно количество (кислая рН)
Цистин Отсутствует
Ксантин Отсутствует
Лейцин и тирозин Отсутствуют
Холестерин Отсутствует
Нейтральный жир и жирные кислоты Отсутствуют

Также в зависимости от кислотности в урине могут встречаться кристаллы мочевины, креатинина или углекислой извести, однако  диагностическое значение они имеют лишь в ряде особых случаев.

Причины появления бактерий в моче

Если при повторном анализе в моче снова определены бактерии, значит налицо инфекционно-воспалительный процесс, который могут вызывать цистит, простатит, уреатрит, везикулит, пиелонефрит.

В некоторых случаях бактерии в моче проявляются, как остаточное явление после перенесения заболеваний, которые передаются половым путем – трихомониаза, уреаплазмоза, хламидиоза и т.д.

Причины появления бактерий в моче

Специалисты диагностируют инфекционно-воспалительный процесс в организме, если анализы при повторной сдаче показали наличие бактерий в моче

Чтобы установить почему появляются в моче бактерии, необходимо определить вид бактерий, населяющих уретру. Для этого делают бактериологический посев мочи – выявленные бактерии поселяются в специальную питательную среду, где определенное время они выращиваются. Такой подход позволяет не только выявить разновидность бактерий, но и определить их чувствительность к антибиотикам, что пригодится в дальнейшем лечении.

Чаще всего в моче обнаруживаются следующие разновидности бактерий:

• Кишечная палочка. Эти микроорганизмы обитают в кишечнике и в момент совершения дефекации могут попасть на половые органы, а после распространиться выше – в почки и мочевой пузырь. Кишечная палочка очень быстро и активно размножается, провоцирую появление цистита, пиелонефрита и уретрита.
  • Фекальный энтерококк. Бактерии данного типа есть у каждого человека – они участвуют в пищеварительном процессе и обитают в ЖКТ. Попасть в мочевыделительную систему они могут через испражнения при несоблюдении личной гигиены. Фекальный энтерококк очень опасен, т.к. может вызывать сильное воспаление органов мочеполовой системы и даже заражение крови.
  • Клебсиелла пневмонии. Чаще всего патогенные микроорганизмы обнаруживаются в моче у пожилых людей и детей на фоне ослабленного иммунитета после перенесенных заболеваний бронхо-легочной системы. В мочу бактерии попадают через лимфоток либо кровоток.
  • Бактерии рода Протей. Обитают в пищеварительном тракте, но при попадании в мочеполовую систему вызывают воспалительные процессы. При этом моча приобретает зловонный запах и темный цвет.
  • Лактобактерии. Присутствие лактобактерий в моче – это норма, но бесконтрольное их размножение требует лечения.
Причины появления бактерий в моче

Появление в моче бактерий могут спровоцировать хронические болезни в мочеполовой системе, пренебрежение интимной гигиеной, ослабление иммунитета, сахарный диабет, ослабление иммунитета (на фоне перенесенных заболеваний либо при беременности).

Читайте также:  Как происходит заражение и методы лечения лейшманиоза

Важно! Результат анализа мочи на бактерии оценивается в КОЕ (колониеобразующие единицы), содержащихся в 1 мл жидкости. Если норма КОЕ превышена (свыше либо равно 100 000 КОЕ/мл), значит имеет место наличие инфекционного воспалительного процесса.

Если урина содержит бактерии и повышенные лейкоциты, это может указывать на присутствие и развитие следующих патологий:

• Васкулит (заболевание сосудов, связанное с нарушениями в иммунной системе);
  • Цистит (воспаление в мочевом пузыре);
  • Нефросклероз (замещение паренхимы почек соединительной тканью, вследствие поражения сосудов и мочеполовой системы);
  • Пиелонефрит (воспаление почек);
  • Везикулит (инфекция семенных пузырьков);
  • Интерстициальный нефрит;
  • Уретрит( инфекционное поражение уретры);
  • Атероэмболия почечных артерий.
Причины появления бактерий в моче

Если присутствуют слизь и бактерии в моче, причинами таких показателей могут быть:

• Нефриты;
  • Мочекаменная болезнь;
  • Воспалительные процессы в почках, мочеточечнике и мочевом пузыре.

Установить причину появления в моче бактерии можно только после определения вида бактерий, населяющих уретру

Иногда небольшое количество слизи обнаруживается в моче при неправильной подготовке к анализу, когда со слизистой наружных половых органов частички эпителии попадают в урину. Поэтому готовиться к сдаче анализа нужно тщательно: хорошо промыть наружные половые органы и пользоваться только стерильной емкостью, приобретенной в аптеке.

Причины появления бактерий в моче

Если в моче обнаружен повышенный белок и бактерии, это свидетельствует о нарушениях фильтрующей деятельности почек. При нормальном функционировании почек белок не выводится из организма вместе с жидкостью. Инфицирование бактериями повреждает почечную ткань, из-за чего в ней образуются очаги, пропускающие крупные белковые молекулы. Причинами появления белка в моче может стать туберкулез, пиелонефрит, рак почки.

Если уровень бактерий в моче нормальный и отсутствуют другие тревожные симптомы, лечить бактериурию не надо – микрофлора слизистой постепенно сама вернется в норму. Но при сниженном иммунитете такое состояние может развиться в серьезные заболевания, поэтому пристального внимания заслуживают маленькие дети, беременные женщины и пожилые люди.

Бактерии в моче у ребенка

Урина с микробами у ребенка наблюдается реже всего, но если бактерии в общем анализе мочи определяются, следует незамедлительно приступить к лечению. Причин появления патогенных организмов у детей несколько:

• инфекционные заболевания мочевого тракта;
  • неправильная гигиена половых органов;
  • переохлаждение;
  • врожденные заболевания органов мочеполовой системы.

Из-за окончательно несформированной иммунной системы у ребенка, для детей чаще всего характерен гематогенный и лимфогенный путь проникновения инфекции в мочу (с током крови их другого очага инфекции в организме).

Особенностью детей является то, что количество бактерий в моче и инфекционно-воспалительных заболеваний мочеполовой системы у них значительно меньше. Связано это с отсутствием у ребенка половых контактов.

Причины попадания инфекции в мочеполовые органы у детей несколько отличаются от взрослых. К причинным факторам детей относятся:

1. Медицинские манипуляции, которые осуществляются нестерильными инструментами. У взрослых людей иммунная система способна побороть данные бактерии и бактериурии не наблюдается. У детей из-за несформированного иммунитета риск заражения в данном случае возрастает.
  2. Простудные заболевания, ангины, тонзиллит. У детей иммунная система не способна задерживать бактерии при данных болезнях от попадания в кровоток или лимфу, поэтому с помощью гематогенного или лимфогенного пути микроорганизмы достигают мочи.
  3. Ненадлежащее соблюдение правил личной гигиены, которое сочетается с постоянным нахождением половых органов ребенка в тепле. Особенно это касается детей, чьи родители слишком тепло, неподходяще по погодным условиям, одевают своих детей. В тепле бактерии усиленно размножаются и попадают в мочевыделительные органы, вызывая инфекционно-воспалительный процесс.

Если у ребенка обнаружили бактерии в моче, чем лечить должен решать только врач. В противном случае можно усугубить процесс или нарушить формирование иммунной системы неправильным приемом антибиотиков.

Причины развития бактериурии в детском возрасте практически те же самые, что и у взрослых людей. Однако не стоит сразу паниковать и бросаться во все тяжкие, если обнаружены у ребенка в моче бактерии. Возможно, в этом нет ничего страшного, и вы просто неправильно собрали анализы своего крохи. Для собственного успокоения пересдайте мочу снова, но в этот раз соблюдайте все правила ее сбора – тщательно подмывайте кроху перед тем, как собрать урину, хорошо дезинфицируйте тару, в которой будете сдавать мочу и как только соберете урину, тут же отправляйтесь в лабораторию.

Бактерии в моче у ребенка

Если же результаты снова подтвердятся, следует немедленно обратиться к врачу, чтобы выяснить причины подобного состояния. Особенно следует быть внимательными родителям девочек, ведь у них бактерии в урине могут появиться даже при неправильной гигиене половых органов.

Что касается основных причин бактериурии в детском возрасте, то среди них лидирующие позиции занимают пиелонефриты (инфекционно-воспалительные заболевания почек, во время которых поражаются лоханки) и циститы (когда воспаляется слизистая мочевика).

После того, как причина состояния будет точно установлена, врач примет решение о назначении лечения. Лечение бактерий в моче ребенка, особенно, если состояние не имеет выраженных симптомов, обычно не проводится в самостоятельной форме. Чтобы устранить бактериурию достаточно избавиться от инфекционного источника. Достичь этого можно путем проведения антибиотикотерапии и путем активизации детского иммунитета.

Также стоит серьезно отнестись к замечаниям и рекомендациям врача по поводу более тщательной личной гигиены ребенка. Естественно, маленькие дети не могут достаточно уделять себе внимания, поэтому следить за чистотой их половых органов просто обязаны родители.

По мере того, как ребенок заигрывается, он может забывать вовремя помочиться. Это является результатом застоя мочи в организме, а из-за этого в урине могут начать размножаться патогенные микроорганизмы. Да, кажется, что это всего лишь небольшой пустяк и не самая главная причина бактериурии. Но, как гласит статистика, в 30% случаев именно эта причина является основной. Следите за тем, чтобы ваш малыш вовремя опорожнял мочевик, напоминайте ему об этом как можно чаще.

Не лишним будет и налаживание режима питания малыша. Выполняя эти несложные и элементарные на первый взгляд рекомендации, вы в скором времени добьетесь того, что у вашего ребенка симптом навсегда исчезнет бесследно. Кстати, чаще всего при этом даже не требуется проведение каких-то дополнительных терапевтических мер.